Венгерский художник Иштван Орос известен работами в области оптического искусства. Он мастерски использует иллюзии и анаморфозы, получая замечательно объемные изображения-фигуры. Рисунки, созданные в технике аноморфоза, выглядят как бессмысленная или сюрреалистическая мазня, но при определенных условиях композиция принимает ясные и реалистичные очертания. Орос для этого использует коническое или цилиндрическое зеркало, которое трансформирует невнятные штрихи в трехмерное изображение. Детская любовь к фокусам заставляет зрителей толпами посещать многочисленные выставки затейливого художника.
Цилиндрическая проекция
По рисункам легко понять принцип действия отражений, необходимых для эффекта трехмерности. Начиная с основания цилиндра, чем выше отражение, тем дальше оно должно быть на бумаге и тем шире оно должно становиться.


Настоящее искусство — многоплановость, объединяющая всё в смысловое полотно. Вот так выглядит сверху одна из картин:

Устанавливаем зеркальный цилиндр в рисованную кружку...

При рассмотрении сбоку перед нами возникает портрет Эдгара Аллана По:

Еще несколько аналогичных кадров другой картины. Лицо выглядывает из небольшого круглого отверстия:

Но стоит на него поставить цилиндр...

...как перед нами появляется образ Эйнштейна!

Кто это в осеннем лесу?


А это что за экспедиция?
Ставим цилиндр и обнаруживаем, что картина иллюстрирует сцену из романа писателя Жюля Верна (именно он отображается в цилиндре).
Имитация прозрачности непрозрачного материала
Некоторые работы не ограничиваются передним планом, который отражается в цилиндре. Иногда участие в композиции принимает еще один рисунок — фоновый, он вносит в работу еще больше смысла и последующего зрительского восхищения. Если смотреть с краю, на фоне видно руку или ногу — ту, что загораживает металлический цилиндр. Но стоит посмотреть спереди, цилиндр становится как будто прозрачным и ступню, либо кисть руки через непрозрачный металл также отчетливо видно. Именно этот эффект и является главной фишкой Иштвана Ороса.



На цилиндре - стопа, а на бумаге что-то невообразимое:

И. Орос борется с волнистым искажением, которое дает зеркальная поверхность цилиндра и обратным путем давая искажение на бумаге, выравнивает линию, рисуя именно то, что нужно изобразить. Искажение переносится на бумагу, а в отражении видно все четко, без волн, без «кривого зеркала».
У художника есть и конические и пирамидальные, и с разным количеством граней зеркала.


Пирамидальная проекция
На пирамиды желательно смотреть вертикально. Чем больше граней, тем сложнее сделать эффект прозрачности для объекта. Хотя с прямыми гранями работать проще, чем с искажениями цилиндра, но не в случае, когда отражение со всех сторон собирается в единую картинку.



Но в случае с лабиринтом это выглядит куда эффектнее, поверить невозможно, что в центре — металлическая пирамида.


Анаморфоз
А вот две картины в стиле анаморфоза. Отражения в цилиндрах, кстати, тоже можно назвать анаморфозом, но это не совсем верно.
При анаморфозе если смотреть прямо, можно увидеть одну картину, а чтобы увидеть скрытое изображение задуманное автором, нужно смотреть на эти работы сбоку под очень большим углом. Возьмем для примера картину "Театр Шекспира":

При рассмотрении под очень большим углом можно увидеть самого У. Шекспира.

На другой картине изображен кабинет французского дипломата Жана де Динтевиля:

При угловом рассмотрении появляется и сам дипломат:

Подготовлено с использованием материалов отсюда.